Консультация для воспитателей «Руководство самостоятельной деятельностью дошкольников»
Подготовить ребёнка к жизни - значит научить его действовать активно, творчески, осознанно. Этому во многом способствует правильно организованная работа в ДОУ по развитию самостоятельной художественной деятельности дошкольников: театрально-игровой, изобразительной, художественно-речевой и музыкальной.
В самостоятельной музыкальной деятельности ребята поют, водят хороводы, музицируют на детских музыкальных инструментах, исполняют несложные пляски по собственной инициативе; также они сами организовывают игры в «концерт», «театр», «спектакль». Кроме того, самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников характеризуется ещё и тем, что ребёнок должен сам ориентироваться в музыке: спеть, станцевать, сыграть, т.е. не только воспроизводить, но и сочинить что-то новое, оригинальное.
Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью значительно отличается от методики проведения музыкальных занятий. На занятиях взрослый определяет содержание и форму организации музыкальной деятельности детей. В самостоятельной деятельности ребёнок сам выбирает себе занятие, намечает и реализует собственные замыслы. Однако это не означает, что дошкольник предоставлен самому себе, что взрослый не приходит к нему на помощь в нужный момент. Просто меняется характер руководства, который становится косвенным:
во-первых, воспитатель старается повлиять на музыкальные
впечатления ребёнка, полученные им в детском саду и семье;
во-вторых, воспитатель создаёт условия, способствующие
становлению деятельности детей по их собственной инициативе;
в-третьих, воспитатель становится соучастником деятельности
детей, руководя ею тактично и ненавязчиво. Каковы же источники возникновения самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста?
Самый главный из них – непосредственно образовательная деятельность.
Многое, что ребёнок применяет в своей самостоятельной деятельности, он прямо переносит из опыта своих активных действий. Прежде всего - это музыкальный репертуар: песни, пляски, хороводы, попевки для игры на инструментах и т. д., которые дошкольник хорошо усвоил и с удовольствием применяет на практике.
Помимо занятий, определённое влияние на возникновение самостоятельной музыкальной деятельности оказывают утренники и развлечения. Наиболее яркие моменты игр, перестроений, плясок и инсценировок дети переносят в повседневную деятельность. Необходимым условием для этого является внесение в музыкальный уголок тех атрибутов, игрушек, элементов костюмов, которые использовались на праздниках и досугах. Дети вновь обыгрывают сюжеты, ситуации, видоизменяют и комбинируют их в новых сочетаниях.Хочу такой сайт
Следует отметить, что самостоятельна музыкальная деятельность требует создания специальных условий, определённой материальной среды. Детям важно иметь свой «музыкальный уголок», в котором должны находиться все необходимые атрибуты, дидактические игры, небольшое количество музыкальных инструментов, необходимых для развития музыкальных и творческих способностей каждого дошкольника.
Ещё одним источником самостоятельной музыкальной деятельности в ДОУ является семья. Дома дети часто слушают радио - и телепередачи, что также обогащает их музыкальными впечатлениями, которые они пытаются отразить, действуя самостоятельно.
Какова же роль воспитателя при руководстве самостоятельной музыкальной деятельностью дошкольников? В первые дни в каждом новом учебном году воспитатель присматривается к детям: выявляет их интересы, склонности и способности; отмечает наличие детей, которые совсем не принимают участия в музицировании, выясняет причину такого поведения. На основе собственных наблюдений педагог создаёт оптимальные и наиболее благоприятные условия для музыкального развития всех детей группы, старается организовать и заинтересовать каждого воспитанника. Основная линия в руководстве самостоятельной деятельностью детей заключается в соучастии в ней педагога. Взрослый как бы советуется с детьми: «Как бы нам получше разместить музыкальные инструменты, чтобы всем было удобно брать их и играть?» «Я вот как умею играть»,- говорит педагог, показывает приём игры на инструменте и тут же отходит. Ребёнок понимает свою ошибку, исправляется н продолжает играть правильно. «Знаете, какую я песню люблю?» - говорит воспитатель и проигрывает пластинку. - Хорошо бы нам сделать библиотечку пластинок. Можно вырезать кружочки - пластинки и на них нарисовать то, о чём играет музыка». Педагог то включается в совместную игру, то как бы показывает свои умения детям, то регулирует участие малоактивных, или, наоборот, излишне активных детей и т. д.
Планируя приёмы руководства музицированием, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового в музыкальный уголок (инструменты, пособия, атрибуты, игрушки); за кем понаблюдать; кому оказать помощь и др.
К планированию педагогу необходимо подходить творчески. Нельзя всё время ограничиваться формулировкой - «учить детей», а учитывая задачи воспитания на данный момент, следует использовать фразы типа: «поощрять детей», «содействовать», «стимулировать», «понаблюдать», «возбуждать интерес», «координировать взаимоотношения между детьми» и т. д.
Таким образом, воспитатель, отвечая за общую постановку самостоятельной деятельности дошкольников, способствует решению задач музыкального воспитания и формирована» их творческих способностей,
Подготовить ребёнка к жизни - значит научить его действовать активно, творчески, осознанно. Этому во многом способствует правильно организованная работа в ДОУ по развитию самостоятельной художественной деятельности дошкольников: театрально-игровой, изобразительной, художественно-речевой и музыкальной.